Уровни налогов – . , .

Система и уровни налогообложения в России

Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Таким образом, Налоговый Кодекс РФ закрепляет 13 видов налогов и сборов.

Для сравнения, в США действует 10 основных налогов и еще 4 вида, применяемые на уровне отдельных штатов. Несмотря на такое разнообразие налогов, существенную долю в доходах бюджета составляют, как правило, лишь несколько из них.

Структура поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации такова, что львиная доля налоговых доходов приходится на НДС, налог на прибыль и акцизы, т. е. 24,7%, 27,8% и 10,8% соответственно.

Налог на доходы физических лиц в РФ составил в 2011 г. лишь 15% в общей сумме налоговых поступлений, в то время как в США, Западной Европе и других промышленно развитых странах он составляет 20-30%.

Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства.

Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости оборудования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии.

Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной экономики.

Наиболее ярким примером политики такого рода служит политика администрации Рейгана в США, оказавшая существенное влияние на увеличение темпов роста экономики США в 1980-х гг.

Инвестиционный налоговый кредит

представляет собой отсрочку по уплате масти налоговых платежей на определенный срок. По российскому законодательству воспользоваться такой отсрочкой имеют право предприятия, проводящие НИОКР или техническое перевооружение производства.

Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате налога. Размер процентов по инвестиционному налоговому кредиту устанавливается в пределах от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но … читать далее …

newinspire.ru

Уровни налоговой системы в РФ 2019

Уровни налоговой системы РФ — это элементы структуры налогового регулирования, установленные на законодательном уровне. В соответствии с государственным устройством, в России действует трехуровневая система. О том, как происходит распределение всех налогов РФ по уровням, покажем в виде схемы.

Уровни налоговой системы устанавливаются законодательно. Однако такого понятия в федеральных и местных нормативных актах не содержится — этот термин, скорее, относится к соответствующей области права как науки. И единого, общепринятого толкования в настоящий момент учеными не разработано. Однако проще всего понять суть понятия, установив его предназначение.

Структура налоговой системы России отличается наличием нескольких основных уровней, так как государство имеет форму государственного устройства в виде федерации. Для выполнения своих социальных и экономических функций государству нужны средства. Совокупность налогов, сборов и иных платежей, установленных федеральным, региональным и местным законодательствами и взимаемых в соответствующий бюджет, и определяет существо понятия.

Законодательное регулирование

Главным кодифицированным документом в обсуждаемой отрасли российского права является НК РФ, а иерархию сборов можно установить на основании второй его части. В структуру законодательства отрасли входят местные и региональные нормативные акты, а также некоторые федеральные законы.

Основные виды налогов на территории РФ

Структура налоговой системы Российской Федерации — это установленные в государстве обязательные для уплаты гражданами и юридическими лицами налоги, сборы и т. д., распределенные по системообразующим признакам.

Для начала определим, какие виды обязательных платежей в бюджет можно выделить в целях построения единой схемы:

  • федеральные, то есть такие, которые уплачиваются налогоплательщиками на всей территории РФ. Эти платежи перечисляют все установленные в нормативных актах налогоплательщики вне зависимости от местонахождения или места проживания. Что важно, размеры платежей определяются также по единообразным нормам, действующим на всей территории РФ;
  • региональные. Они также установлены в НК РФ, однако часть полномочий по их регулированию (формирование ставки, определение льгот) переданы регионам, субъектам РФ, которые принимают по этому поводу свои нормативные документы. Таким образом, на территории разных субъектов могут быть установлены не только разные ставки, но и разные сроки уплаты;
  • местные. Тоже перечисляются в НК РФ, однако их регулирование уже передано муниципальным образованиям (сельское поселение, муниципальный район, городское поселение и т. д.).

Структура

Исходя из положений предыдущего пункта, легко установить трехуровневый состав налоговой системы РФ. Она соответствует иерархии законодательных актов в РФ. Налоговая система РФ состоит из уровней: федеральный, региональный, местный и включает все виды обязательных платежей.

Ниже представлена структура налоговой системы РФ: схема включает все обязательные платежи, установленные на текущий момент в стране.

Законодательство об обязательных платежах РФ и его принципы постоянно критикуются со стороны оппозиции и представителей бизнеса за отсутствие должного структурирования и возможность двойного и даже тройного налогообложения. Государство периодически занимается реформированием законов в этой отрасли, но главная иерархия платежей в бюджет остается неизменной, так как она обусловлена государственным устройством.

ppt.ru

Уровни налогообложения

В формировании условий налогообложения в Украине участвуют:

В зависимости от того, кем вводятся налог, делятся на:

4.1. Общегосударственные – устанавливаются Парламентом и собираются на всей территории страны и идущие в государственный бюджет.

4.2. Региональные – идут в бюджеты республик, краев, областей.

4.3. Местные – устанавливаются законами страны, вводятся в действие местными органами власти и пополняющие бюджеты районных или городских уровней.

  1. По порядку использование необходимо различать:

5.1. Общие налоги – поступают в бюджет государства и предназначенные для финансирования самых различных мероприятий.

5.2. Целевые (специальные) налоги – поступают в распоряжения государства для финансирования строго определенных мероприятий, т.е. имеют конкретное целевое назначение (например: налоги по различным формам социального страхования и обеспечения).

3.Функции налогов

Рисунок 20 Основные функции налогов

  1. Фискальная функция – обеспечивает государство необходимыми финансовыми ресурсами.

Но при этом важно учитывать, что налогообложение имеет свои приделы. После определенной высоты налоговые ставки:

а) начинает сдерживать экономическую активность людей.

б) больше подталкивают к уклонению налогов (теневая экономика в США приблизительно от 5% до 15% — ВНП).

в) делают более предпочтительней жизнь на пособие, а не на доходы от деятельности.

В результате налоговая база – (т.е. общая сумма доходов, с которой берутся налоги) сокращается и соответственно уменьшается объем налоговых поступлений.

Подобную связь между ставками налога и поступлениями налогов отражает кривая Лаффера

Поступление налогов

Рис. 21. Кривая Лаффера

На графике видно, что по мере повышения ставки налога от 0 до 100% налоговые поступления сначала увеличиваются до некоторого максимального уровня, а затем снижаются до нуля. При этом уровень поступления налогов в условных точках «Б» и «Н» равны. Однако пониженная ставка в (.) «Н» явно целесообразнее:

  • выше экономическая активность людей

  • больше объем производства и занятости

  • выше уровень благосостояния общества

  1. Регулирующая функция – в ней налоги выступают как регулятор экономики.

Так с помощью скидок и льгот (например: временного освобождения налогов) государство может:

  • стимулировать инвестиции и экономический рост

  • развитие важных для общества сфер и отстающих регионов

  • поощрять модернизацию производства и малый бизнес

  • регулируют распределение в обществе, сглаживая чрезмерное социальное неравенство (например: преимущественный налог, а также прогрессивное налогообложение).

  1. Перераспределительная организация налогов проявляется в том, что государство перераспределяет собранные поступления в пользу требующих финансирования программ (на развитие с/х, науки, социальной сферы и т.д.). Примером могут служить алкогольно-табачные акцизы, в известной мере притормаживая (регулируя) потребление опасных для здоровья товаров, они в тоже время дают средства для льготной продажи малообеспеченным семьям жизненно необходимых продуктов (медикаментов, детского питания и проч.).

По методике осуществления все финансово-регулирующие мероприятия можно разделить на:

  1. Дискреционные регуляторы – они для своего провидения в жизнь требуют соответствующих решений властей (принятием очередного закона или указа). Например: время от времени вводятся дополнительные налоги или новый уровень минимальных пенсий и оплаты труда.

Дискреционная налоговая политика. Предполагает, что правительство без специальных законодательных решений может вносить изменения в налоговую систему – вводить или отменять отдельные налоги, менять ставки налогообложения. Благодаря этому обеспечивается дискреционность всей фискальной политики – увеличивается или уменьшается доходная часть бюджета и соответственно меняется бюджетные расходы и трансферты.

Недискреционная налоговая политика означает, что любые изменение в налоговой системе могут производится только на основе изменение законов, то есть путем разработки и принятия соответствующих законодательных актов.

Разумеется, даже при недискреционной налоговой политике, налоги являются встроенными или автоматическими регуляторами. Величина бюджетных поступлений всегда зависит от величины ЧНП и отражает динамику национальной экономики.

  1. Автоматические стабилизаторы – это такие налоговые и бюджетные механизмы, действиям которых присуще постоянная направленность на смягчение экономических колебаний.

Например: прогрессивная налоговая система автоматически «включает» повышенную ставку налога на доходы, превысившие определенный уровень, также может действовать и система индексации доходов, увеличивающая их по мере роста стоимости жизни.

studfiles.net

Три уровня российской налоговой системы

Современная налоговая система РФ строится на протяжении последних 25 лет. За это время она претерпевала изменения — эти процессы продолжаются до сих пор. В основе налоговой системы лежат налоги, сборы и прочие платежи, которые регулируются федеральным законодательством, нормативными актами субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Структура налоговой системы

Итак, налоговая система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них устанавливаются налоги и прочие обязательные платежи. Соответственно, все они подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Что это значит?

В первую очередь, правила применения того или иного налога устанавливаются на уровне, к которому он относится. Одни налоги, например, НДС или НДФЛ, взимаются по единым правилам на всей территории страны. Тогда как основные параметры региональных или местных налогов и сборов устанавливаются на уровне субъекта РФ или муниципального образования. Это относится, в частности, к налогам на имущество организаций и физических лиц.

Следует отметить, что регион либо муниципальное образование действуют строго в рамках Налогового кодекса. Это значит, что они не могут вести собственный налог, не регламентированный на федеральном уровне. Акты субъекта или муниципального образования устанавливают лишь определенные параметры применения того или иного налога — ставки, льготы, периоды и так далее.

Уровнем, к которому относится налог, обусловлена и территория действия правил его применения. Например, ставка регионального налога будет действовать на территории всего субъекта РФ, а ставка местного налога — на территории муниципального образования.

Подразделение налогов на федеральные, региональные и местные

Отнесение того или иного налога к определенному уровню установлено в Налоговом кодексе. В статье 13 перечислены федеральные налоги и сборы:

В соответствии со статьей 14 НК РФ, к региональным налогам отнесены:

О местных налогах сказано в статье 15 НК РФ. К ним относятся:

Обратите внимание! Среди перечисленных налогов не упомянуты специальные налоговые системы — УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН. К какому уровню налоговой системы они относятся? В пункте 7 статьи 12 НК РФ сказано, что Кодекс может устанавливать специальные налоговые режимы, предусматривающие уплату неназванных в статье 13 федеральных налогов. Из этой формулировки следует, что все специальные режимы относятся к федеральному уровню.

kontursverka.ru

Понятие и уровни налоговой системы

Д.э.н., доцент Галкина Е.В.

Орловский государственный институт экономики и торговли, Россия

Единое определение налоговой системы не закреплено на законодательном уровне. Основные определения представлены в таблице. В общих чертах налоговую систему можно характеризовать как совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их учреждения, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.

Таблица. Определения понятия «налоговая система»

Определение налоговой системы

Источник

Автор

1

2

3

Налоговая система— это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенныхНалоговым кодексом.

http://www.grandars.ru/student/nalogi/nalogovaya-sistema.html (дата обращения: 16.03.2014)

Налоги и налоговая система. Статья

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории

страны.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1305/НАЛОГОВАЯ (дата обращения: 16.03.2014)

Энциклопедия юриста.

Петрова Г.В.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее – налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

http://www.0ve.ru/anglijskij/nalogovaya_sistema.html (дата обращения: 16.03.2014)

Налоговая система. Реферат

Налоговая система– это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов.

http://www.bibliotekar.ru/economika-dlya-yuristov/100.htm (дата обращения: 16.03.2014)

Экономика для юристов. Уч. пособие

Налоговая Система

совокупность взаимосвязанных налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а тж. Налоговых органов.

http://enc-dic.com/economic/Nalogovaja-Sistema-8512.html (дата обращения: 16.03.2014)

Экономический словарь

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

-совокупность взаимосвязанных налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а тж. Налоговых органов.

http://enc-dic.com/ecolaw/Nalogovaja-sistema-15909.html (дата обращения:16.03.2014)

Энциклопедический словарь экономики и права

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны.

http://enc-dic.com/enc_lawyer/Nalogovaja-sistema-301.html (дата обращения: 16.03.2014)

Энциклопедия юриста

Налоговая Система — по законодательству РФ совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом подразумевается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

http://enc-dic.com/finance/Nalogovaja-Sistema-1090.html (дата обращения: 16.03.2014)

Финансовый словарь

Налоговая Система

совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны.

http://enc-dic.com/legal/Nalogovaja-Sistema-10603.html (дата обращения: 16.03.2014)

Юридический словарь

По законодательству РФ совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

http://www.slovarus.ru/?di=1728 (дата обращения: 16.03.2014)

Финансовый словарь

Совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

http://www.slovarus.ru/?di=1728 (дата обращения: 16.03.2014)

Экономический словарь

совокупность взаимосвязанных налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а т.ж. налоговых органов.

http://www.slovarus.ru/?di=1728 (дата обращения: 16.03.2014)

Экономический словарь

По законодательству РФ совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

http://www.slovarus.ru/?di=1728 (дата обращения: 16.03.2014)

Экономический словарь

совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы. Состоит из прямых и косвенных налогов; прямые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену товара (тарифа на услугу) и оплачиваются потребителем. В составе косвенных налогов выделяют: акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины.

http://www.slovarus.ru/?di=1728 (дата обращения: 16.03.2014)

Экономический словарь

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

http://www.slovarus.ru/?di=1728 (дата обращения: 16.03.2014)

Юридический словарь

Каждая страна  располагает своими налоговыми системами, которые значительно отличаются друг от друга. На этот процесс оказывали влияние факторы, действующие в совокупности. Главными органически связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм (налоговое администрирование).

Таким образом, можно выделить налоговую систему в государстве на макро-, мезо- и микро-уровне (рисунок).

Рисунок 1 – Уровни налоговых систем

Макро-уровень – это уровень отдельных государств. Мезо-уровень – это уровень отдельных регионов, областей, автономий в рамках государства. Микро-уровень – это уровень отдельного налогоплательщика или налогового агента. Если рассматривать мировое хозяйство в целом, то совокупность концептуальных подходов к налогообложению и их реализаций в налоговых системах государств мира составляет мега-уровень налоговой системы.

Предлагаемый подход позволяет рассматривать субъектов налогообложения как активный элемент, формирующий элементы налоговой системы на своем уровне вследствие законодательно и нормативно закрепленной возможности изменять части элементов налогообложения по отдельным налогам и (или) выбирать налоговые режимы. Управление налоговой системой возможно на каждом из рассмотренных уровней.

В результате изучения учетно-налоговых документов отмечена практическая сложность соблюдения требований нормативных актов в силу большого числа налогов и разных возможностей интерпретации требований нормативных актов. Даже развитые страны мира не выработали единую налоговую политику и систему. Эффективность налоговых мероприятий определяется эмпирически с учетом специфики государства. Элементы налогообложения по отдельным налогам существенно отличаются.

Это усложняет налоговую систему и требует от бухгалтеров, специалистов налоговой инспекции, сотрудников Федерального казначейства и иных финансовых служб и учреждений обширных знаний. Эти факторы, усугубленные тем, что налоговое законодательство подвергается ежегодным изменениям, повышают трудоемкость поддержания работы налоговой системы и увеличивают вероятность ошибок как при исчислении, так и при сборе налогов. Таким образом, упрощение системы налогообложения является актуальной задачей как государственной и муниципальной налогово-бюджетной политики, так и системы налогового планирования предприятия.

Литература:

1. Лыкова, Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для магистров/ Л.Н. Лыкова, И.С. Букина. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 428 с.

2. Попова, Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-метод. пособие/ Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис, 2011. – 432 с.

be5.biz

1.3. Классификация налогов — Eclib.net

Учебники по экономике

1.3. Классификация налогов

  По своей общей структуре, принципам построения и перечню налогов российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой. Наиболее полное представление об отечественной налоговой системе может дать классификация налогов по различным признакам.
  Налоговым кодексом РФ предусмотрено деление налогов на три группы: федеральные, региональные и местные. Таким образом, в зависимости от уровня налогоплательщика налоги необходимо классифицировать по принадлежности к уровню власти (табл. 1.2).

Таблица 1.2

  Налоговая система РФ включает 13 видов налогов и сборов, в том числе восемь федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых для отдельных категорий налогоплательщиков уплата большинства налогов заменяется единым налогом. В настоящее время установлено четыре таких режима.
  Федеральные налоги установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны.
  Перечень региональных налогов также содержится в Кодексе, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов РФ и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта. Вводя в действие региональные налоги, законодательные органы власти субъектов РФ определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, а также налоговые льготы. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Такой же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.
  Следует отметить, что перечень региональных и местных налогов является исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта РФ и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это положение создаёт для налогоплательщиков уверенность в незыблемости налоговой системы страны.
  В связи с происходящими процессами глобализации появилась и такая разновидность налогов, как межгосударственные налоги. В частно — сти, в странах-членах Европейского Союза действует единый налог на импортную (из третьих стран) продукцию сельскохозяйственного производства, средства от которого поступают в бюджет этого сообщества.
  Возможно, аналогичные виды межгосударственных налогов появятся и в странах-членах СНГ и Союзного государства России и Беларуси, в частности для финансирования совместных межгосударственных программ. Исключительные особенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты, т.е. налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами (табл. 1.3).
  Как видно из приведённых данных, преобладающее значение в российской налоговой системе имеют налоги, уплачиваемые юридическими лицами. Из 13 видов налогов, установленных налоговой системой РФ, восемь налогов уплачиваются юридическими лицами, уплата трёх налогов возложена как на юридических, так и на физических лиц, и два налога платят исключительно физические лица. Из четырёх видов налогов, действующих в системе специальных налоговых режимов, пока только один налог — единый налог при действии соглашения о разделе продукции — уплачивается исключительно юридическими лицами. Три остальных налога платят как физические лица — предприниматели без образования юридического лица, так и юридические лица.
  Классифицируя российскую систему налогов и сборов по субъекту уплаты, важно подчеркнуть ещё одно важное обстоятельство. Конкретные

Таблица 1.3

налогоплательщики — юридические лица уплачивают гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ. Это вызвано тем обстоятельством, что в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число организаций. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог. При этом акцизы на отдельные виды товаров, плательщиками которых формально являются юридические лица, фактически (а не номинально, как другие косвенные налоги) платят непосредственно потребители, т.е. физические лица.
  Вместе с тем о роли соответствующей категории налогов в налоговой системе страны следует судить, в основном, не с позиции количества соответствующих видов налогов, а с качественной стороны — их доли в общей сумме налоговых поступлений. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в России преобладает доля налогов, взимаемых с юридических лиц. В структуре доходов консолидированного бюджета, несмотря на имеющуюся тенденцию роста, поступления налогов от физических лиц составляют не более 15%. Данный показатель значительно ниже, чем в других развитых странах, где налоги, уплачиваемые физическими лицами, обеспечивают 50 — 60% всех налоговых доходов бюджетов.
  Большое значение для характеристики налоговой системы имеют установленные в стране методы распределения налогов и налоговых доходов между бюджетами различных уровней. В мировой практике используются три подобных метода.
  Закрепление налогов за бюджетом соответствующего уровня. В данном случае речь идёт не о праве соответствующих органов власти устанавливать тот или иной налог и его элементы, а о закреплении на постоянной основе поступлений данного налога в бюджет определённого уровня. В связи с этим их нередко называют закреплёнными налогами. Указанные налоги не могут зачисляться в бюджеты другого уровня. Таким образом, закреплённые налоги — это налоги, которые на постоянной основе закреплены за соответствующим бюджетом и полностью зачисляются в данный бюджет. В российской налоговой системе указанная форма используется в части местных налогов, которые целиком и полностью закреплены и поступают в местные бюджеты. Распределение налогов между бюджетами разных уровней регулируется исключительно налоговым законодательством, т. е. НК РФ.
  Распределение доходов от поступления федеральных налогов между федеральным, региональными и местными бюджетами, а также доходов от региональных налогов — между региональными и местными бюджетами. Распределение доходов от поступления налогов между бюджетами разных уровней осуществляется, как правило, не налоговым, а бюджетным законодательством. В отдельных странах это происходит ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. В этом случае в ходе бюджетного планирования осуществляется регулирование доходной базы бюджетов путём ежегодного утверждения в законе о бюджете доли доходов от каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах. В связи с этим указанные налоги называют регулирующими. Таким образом, регулирующие налоги — это те налоги, от доходов которых в процессе бюджетного планирования производятся отчисления в бюджеты нижестоящего уровня с целью улучшения их сбалансирования. В БК РФ, начиная с 2005 г., установлено распределение (путём установления соответствующих нормативов) доходов от ряда федеральных налогов между бюджетами субъектов РФ и федеральным бюджетом на постоянной основе. Также на постоянной основе закреплено распределение отдельных федеральных налогов между федеральными и местными бюджетами. В частности, доходы от поступления налога на доходы физических лиц распределены на постоянной основе между региональными и местными бюджетами по нормативам, соответственно, 70 и 30%. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов поступает на постоянной основе в федеральный бюджет в доле равной 20%, а в региональные бюджеты — 80%.
  Законами же о бюджете устанавливаются краткосрочные, до трёх лет, нормативы распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней. В частности, после зачисления по установленной ставке налога на прибыль в бюджет субъекта РФ поступления по нему распределяются между региональными и местными бюджетами в пропорциях, устанавливаемых при утверждении соответствующего регионального бюджета. Второй метод межбюджетного регулирования является самым распространённым в Российской Федерации.
  Совместное использование одной и той же налоговой базы федеральными, региональными и местными властями. Указанная форма в российской налоговой системе не получила широкого распространения. К ней можно с некоторыми оговорками отнести распределение налога на прибыль организаций. В соответствии с НК РФ установлена отдельная ставка данного налога для платежей в федеральный бюджет в размере 2,0%, а также ставка по платежам в бюджеты регионов в размере 18,0% от налоговой базы. Как правило, указанная форма межбюджетного распределения налогов регулируется налоговым законодательством.
  Характеристика налоговой системы с точки зрения её влияния на финансовое положение налогоплательщика и на экономику страны невозможна без классификации налогов по форме взимания, согласно которой налоги делятся на прямые и косвенные.
  Прямые налоги взимаются в зависимости от уровня дохода или стоимости принадлежащей налогоплательщику собственности (имущества). Они применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. При прямом налогообложении усиливается зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности. Таким образом, прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством, наприме

eclib.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *